Тема: Общая характеристика эпохи Возрождения (обзорный урок)
Цели:
- раскрыть гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения, утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности человека; показать, как оно отразилось в литературе;
- развивать связную речь учащихся, их умения воспринимать на слух лекционный материал и производить записи, логическое и абстрактное мышление;
- воспитывать интерес к литературе и культуре; формировать духовные потребности личности.
Тип урока: обзорный урок-лекция с элементами беседы.
Оборудование: портреты наиболее известных представителей эпохи Возрождения, репродукции картин, фотографии скульптур, эпиграф на доске.
Эпиграф: Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам.
М. Фичино
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень значительным периодом, который оказал огромное влияние на культуру и жизненный уклад всех народов мира.
2. Объявление темы.
3. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь. Обращение к эпиграфу урока.
– Что вы знаете об эпохе Возрождения?
– Почему Марсилио Фичино говорит о ней как о золотом веке, вернувшем «свет свободным искусствам»?
4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
5. Лекция учителя.
Закат средневековья начался в XIV веке. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие систему средневековых ценностей. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство – инквизицию. Но патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Этому способствовали следующие события:
1. Великие географические открытия. В
2. В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках. Гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видения Вселенной. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась. Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте.
3. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения произведений. (
4. Политика: укрепление и начало абсолютизации королевской власти.
Средневековое презрение ко всему земному сменяются теперь интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины.
Для искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями.
6. Характеристика эпохи Возрождения.
Культура Возрождения (Ренессанс) зародилась во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI веков, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Одной из первых вступила на этот путь Италия.
В эпоху Возрождения влияние церкви на общество и культуру ослабело. Быстро развивалось светское искусство. Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.
Деятели науки и искусства называли себя гуманистами – людьми, изучавшими всё, что связано с природой человека и его духовным миром. Гуманизм (лат. humanus – человеческий) — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
Особенности искусства эпохи Возрождения:
- Слабое влияние церкви.
- Становление реализма.
- Связь с наукой.
- Основа всей культуры – искусство Античности.
Человек, его земная жизнь и борьба за счастье – главное содержание искусства. Человек эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитая личность, физически красивая и духовно богатая.
Любовь – важнейшая тема в искусстве.
Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Портреты и пейзажи стали реалистичными, правдиво изображался мир и человек.
Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи (в 20 в. нашли его бумаги, там были проекты и чертежи вертолёта, пулемёта, велосипеда, парашюта и др.).
Гении эпохи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Джоконда»; Микеладжело — роспись Сикстинской капеллы в Ватикане; Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
Особенности литературы:
1. Устраняется средневековое противопоставление плоти и духа;
2. Изображён человек с земными страстями и желаниями.
3. Ценность человека определяется его личными достоинствами, а не положением в обществе.
Новые имена эпохи Возрождения: Уильям Шекспир (Англия), Сервантес (Испания), Петрарка (Италия).
Деятели русской культуры припадали к Возрождению и черпали в его шедеврах жизненные силы. Рим Микеланджело влек Гоголя, во Флоренции Чайковский написал "Пиковую даму", трагедии Шекспира послужили образцами Пушкину для его "Бориса Годунова".
Деятелей науки и искусства эпохи Возрождения называют:
- гуманистами (изучали всё, что связано с природой человека и его духовным миром);
- универсалами (проявляли талант в нескольких областях);
- титанами (сделали столько, сколько не под силу обычному человеку).
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами начали изучение темы «Литература эпохи Возрождения», узнали её отличительные черты, познакомились с самыми яркими представителями и их шедеврами.
VI. Рефлексия.
- Какие века затронула эпоха Возрождения? В какой стране началось это культурное явление?
- Какие характерные особенности культуры Возрождения вы можете назвать?
- Что такое гуманизм?
- Каких деятелей искусства эпохи Возрождения вы запомнили?
VII. Домашнее задание.
Повторить конспект. Читать биографию Уильяма Шекспира.