Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:27

ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока в 9 классе: "Общая характеристика эпохи Возрождения"

 

Тема: Общая характеристика эпохи Возрождения (обзорный урок)

Цели:

  1. раскрыть гуманистическое миро­воззрение эпохи Возрождения, утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности че­ловека; показать, как оно отра­зилось в литературе;
  2. развивать связную речь учащихся, их умения воспринимать на слух лекционный материал и производить записи, логическое и абстрактное мышление;
  3. воспитывать интерес к литературе и культуре; формировать духовные потребности личности.

Тип урока: обзорный урок-лекция с элементами беседы.

Оборудование: портреты наиболее известных представителей эпохи Возрождения, репродукции картин, фотографии скульптур, эпиграф на доске.

Эпиграф: Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам.

М. Фичино

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень значительным периодом, который оказал огромное влияние на культуру и жизненный уклад всех народов мира.

2. Объявление темы.

3. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь. Обращение к эпиграфу урока.

– Что вы знаете об эпохе Возрождения?

– Почему Марсилио Фичино говорит о ней как о золотом веке, вернувшем «свет свободным искусствам»?

4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

5. Лекция учителя.

Закат средневековья начался в XIV веке. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие систему средневековых ценностей. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство – инквизицию. Но патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Этому способствовали следующие события:

1. Великие географические открытия. В 1492 г. - X. Колумб в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись.

2. В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках. Гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видения Вселенной. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась. Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте.

3. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения произведений. (1462 г.— Иоганн Гуттенберг. Книга становится доступной. Книги священные, Библия)

4. Политика: укрепление и начало абсолютизации королевской власти.

Средневековое презрение ко всему земному сменяются теперь интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины.

Для искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями.

6. Характеристика эпохи Возрождения.

Культура Возрождения (Ренессанс) зародилась во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI веков, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Одной из первых вступила на этот путь Италия.

В эпоху Возрождения влияние церкви на общество и культуру ослабело. Быстро развивалось светское искусство. Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

Деятели науки и искусства называли себя гуманистами – людьми, изучавшими всё, что связано с природой человека и его духовным миром.  Гуманизм (лат. humanus – человеческий) — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.

Особенности искусства эпохи Возрождения:

  1. Слабое влияние церкви.
  2. Становление реализма.
  3. Связь с наукой.
  4. Основа всей культуры – искусство Античности.

Человек, его земная жизнь и борьба за счастье – главное содержание искусства. Человек эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитая личность, физически красивая и духовно богатая.

Любовь – важнейшая тема в искусстве.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Портреты и пейзажи стали реалистичными, правдиво изображался мир и человек.

Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи (в 20 в. нашли его бумаги, там были проекты и чертежи вертолёта, пулемёта, велосипеда, парашюта и др.).

Гении эпохи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Джоконда»; Микеладжело — роспись Сикстинской капеллы в Ватикане; Рафаэль «Сикстинская Мадонна».

Особенности литературы:

1. Устраняется средневековое противопоставление плоти и духа;

2. Изображён человек с земными страстями и желаниями.

3. Ценность человека определяется его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Новые имена эпохи Возрождения: Уильям Шекспир (Англия), Сервантес (Испания), Петрарка (Италия).

Деятели русской культуры припадали к Возрождению и черпали в его шедеврах жизненные силы. Рим Микеланджело влек Гоголя, во Флоренции Чайковский написал "Пиковую даму", трагедии Шекспира послужили образцами Пушкину для его "Бориса Годунова".

Деятелей науки и искусства эпохи Возрождения называют:

  1. гуманистами (изучали всё, что связано с природой человека и его духовным миром);
  2. универсалами (проявляли талант в нескольких областях);
  3. титанами (сделали столько, сколько не под силу обычному человеку).

V. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами начали изучение темы «Литература эпохи Возрождения», узнали её отличительные черты, познакомились с самыми яркими представителями и их шедеврами.

VI. Рефлексия.

- Какие века затронула эпоха Возрождения? В какой стране началось это культурное явление?

- Какие характерные особенности культуры Возрождения вы можете назвать?

- Что такое гуманизм?

- Каких деятелей искусства эпохи Возрождения вы запомнили?

VII. Домашнее задание.

Повторить конспект. Читать биографию Уильяма Шекспира.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz