Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:27

ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока в 9 классе по литературе: "У.Шекспир. Жизнь и творчество (обзор). "Гамлет"

Тема: У.Шекспир. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Гамлет».

Цели:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством Шекспира;

формировать умение анализировать драматическое произведение; показать своеобразие конфликта, отражение в трагедии идеалов эпохи Возрождения;

воспитывать уважение к творчеству великих деятелей культуры, понимание главных нравственных ценностей; уяснить нравственные уроки У. Шекспира, главные ценности, о которых говорит писатель.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: портрет У.Шекспира, иллюстрации к произведению, тексты произведения.

Ход урока

         1. Организационный момент.

         2. Объявление темы и целей урока.

         3. Актуализация опорных знаний.

         4. Изучение нового материала.

         Слово учителя.

         Творчество Шекспира – высочайшая вершина английского Возрождения и мировой драматургии. Возрождение родилось на рубеже XIII-XIV веков. Раскопки развалин Древнего Рима обнаружили скульптуры необыкновенной красоты. Возник культ античности. В ней увидели прообраз свободного человечества. Гуманисты (так называли провозвестников нового мировоззрения) утверждали, что земное существование дано человеку для того, чтобы в полной мере использовать свои силы. Для гуманистов человек- центр мироздания. Идеалом гуманистов был всесторонне развитый человек, равно проявляющий себя в области мысли и практической деятельности.

Шекспир – писатель той поры в истории европейской культуры, когда люди были относительно свободны в проявлении своей свободы. Это время необыкновенного расцвета личности.

Герои пьес Шекспира – люди с могучей волей, безмерными желаниями, большими страстями. Великолепное мастерство в изображении всепоглощающих чувств, необычайная широта в создании характеров сочетаются в драматургии Шекспира с поразительным размахом мысли остротой поставленных вопросов, широтой кругозора.

Трагедии Шекспира масштабны, грандиозны по своим конфликтам, необычайны по силе чувств героев. Они показывают не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную борьбу человека, его герои не одномерны: у доброжелательных мы находим недостатки, у отрицательных- достоинства. Шекспир ставит самые глубокие вопросы жизни и даёт на них серьёзные ответы.

Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими загадками и тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством- смотрел спектакли, которые давали заезжие актёры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, впоследствии получившем название «Глобус». Уже через семь лет он заявил о себе как первейший и поэт и драматург. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка?

В четырех сохранившихся документах обнаружено 6 подписей, возможно, сделанных рукой Уильяма Шекспира. Имя драматурга можно разобрать только отчасти. К тому же оно не всегда пишется одинаково. Некоторые специалисты полагают, что Шекспир мог расписываться не сам. За него могли это делать юристы. Это, в свою очередь, может вызвать вопрос о том, был ли Уильям грамотным. Не сохранилось ни одной рукописи, которую написал лично он.

Скрывался ли другой автор под именем Шекспира? А может быть, их было несколько? В настоящее время существует более 60 предположений о том, кто мог писать под именем Уильяма. Один из претендентов – Кристофер Марло. Рассматривались даже такие личности, как Елизавета I, сэр Уолтер Рали и кардинал Вулси.

Почему же с давних пор не утихают споры и все еще живы сомнения в том, что сам Шекспир является автором своих пьес? Во Всемирной энциклопедии сказано, что людям трудно поверить в то, что какой-то актер из Стратфорда-на-Эйвоне написал гениальные произведения. Шекспир имел провинциальное, незнатное происхождение. Оно никак не вяжется с уровнем его творений. Еще в энциклопедии отмечено, что практически все претенденты на авторство пьес принадлежали к высшему свету, были аристократами. Таким образом, люди, сомневающиеся в авторстве творений Шекспира, считают, что их мог создать только умнейший человек, получивший хорошее образование и имеющий высокое положение в обществе. Однако все признанные исследователи, изучающие творчество драматурга, сходятся в том, что пьесы принадлежат именно Уильяму.

История сюжета трагедии «Гамлет».

Трагедия «Гамлет» - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя. Эта проблемность определяется сложностью и глубиной содержания трагедии, полной философской значительности.

Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с «Гамлетом».

Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220).

Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир произвел в сюжете древнего предания, состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремится понять, зачем живет человек и в чем смысл его существования.

Как полагают другие исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из несохранившейся пьесы Томаса Кида, автора пьесы «Испанская трагедия». Последняя работа могла иметь влияние на произведение Шекспира, но существует мнение, что обе могли основываться на более раннем произведении.

Её текст не сохранился. Первое упоминание о ней относится к 1589 году, когда Томас Нэш иронически отозвался о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи». В дневнике антрепренёра Филиппа Хенсло есть запись о спектакле «Гамлет» в 1594 году. Обычно Хенсло помечал, была ли поставленная пьеса новой. Но для данной записи такой пометки нет. Видимо, это та же пьеса, которую упоминал Томас Нэш. В 1596 году Томас Лодж в своём сочинении «Несчастия ума» описывал «бледный призрак», который жалобно кричал в театре, подобно торговке устрицами: «Гамлет, отомсти!». Исследователи сходятся во мнении, что автором этой пьесы был Томас Кид. В центре кидовской трагедии была нравственная проблема, воплощённая в теме мести.

Теория.

Теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдем к самой трагедии «Гамлет».

Но для начала определимся с литературными понятиями.

Трагедия (от нем. Tragödie из лат. tragoedia от др.-греч. τραγωδία) — драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Конфликт — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Завязка — событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Кульминация (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами.

Развязка — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении.

Работа с текстом. Беседа по содержанию I акта.

Начнем с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.

Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета.

- Когда перед нами впервые предстает Гамлет? О чем его первые речи?

Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

- Анализ первого монолога. О чем монолог? Почему Гамлет говорит о том, что ему весь мир опостылел? Из-за чего? Только ли из-за смерти отца?

Первый монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – «это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует».

Итак, 3 факта потрясли душу:

  • Скоропостижная смерть отца;
  • Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;
  • Мать изменила памяти любви.

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. «Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней» (1действие, 5 явление).

Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни («Подгнило что-то в датском государстве»).

Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.

- В чем же завязка трагедии?

1. Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери).

2. Встреча Гамлета с призраком.

- Как вы понимаете слова «Век расшатался»?

Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

- Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?

Задачу личной мести Гамлет делает делом восстановления всего разрушенного нравственного миропорядка.

Прежде чем начать жить по-настоящему, как подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она соответствовала принципам человечности.

- Каким предстает перед нами Гамлет в начале трагедии?

Истинно благородный. Это человек, впервые столкнувшийся со злом в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно ужасно. Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия.

- Что вы можете рассказать о жизненном пути Шекспира?

- Почему перед исследователями стал вопрос о вопрос об авторстве произведений? Кто мог писать под именем Уильяма Шекспира?

- Что такое трагедия? Из каких частей состоит сюжет трагедии?

- Что мы можем рассказать о Гамлете? Почему в его душе зарождается чувство мести?

7. Домашнее задание.

Дочитать трагедию «Гамлет». Подготовить характеристику главного персонажа.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz