Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 21:05

ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока в 9 классе по литературе: "Трёхчастная композиция поэмы "Божественная комедия&qu

Тема: Трёхчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.

Цели: 

познакомить учащихся с поэтом Данте Алигьери и главным делом его жизни – «Божественной комедией»;

разобраться в композиции поэмы, структуре части «Ад»;

содействовать формированию у учащихся философского восприятия действительности: жизни, любви, судьбы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: портрет Данте, иллюстрации к произведению, тексты «Божественной комедии».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Объявление темы и целей урока.

4. Изучение нового материала.

История появления названия комедии. Структура.

«Божественная комедия» делится на 3 части: Ад, Чистилище и Рай. От плохого к хорошему. Потому и «комедия», что хорошо кончается; если бы наоборот (от хорошего к плохому) - была бы «трагедия», согласно тогдашнему пониманию этих терминов. Эпитет же «божественная» идет не от Данте, а от его восторженных поклонников, читателей следующего после него поколения. Сам поэт называл свое произведение просто: «Комедия». Но сложилась прочная традиция, узаконившая то название, которое принято и сейчас. 

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500067/img1.gif

 

Строение «Божественной комедии». Терцина.

Данте верил в мистику чисел, и это запечатлелось в строении комедии:

3 - священное число, число Троицы, поэтому в каждой части по 33 песни.

Но «Ад» содержит 34 песни, оказываясь как бы неправильным элементом целого. Благодаря этой лишней песне их общее количество равняется 100 -квадрат «совершенного числа» 10.

Даже время странствия в загробном мире, описанное Данте, расценивалось им как особая точка мирового движения. Это 1300 год, которым заканчивались первые 6500 лет и наступит день Страшного суда. В сумме обе цифры составляют 13000 лет мировой истории, и эта остановка на середине пути дана миру для осознания своей цели, чтобы собраться с силами и не сбиться с верной дороги.

Каждая часть в соответствии с мистической философией света заканчивается словом - звезда.

Комедия написана строфами из 3 строк – терцинами (суть - замкнутый круг). Терцина создает эффект безостановочного неутомимого движения.

Терцины – трехстишия, где рифмуются первая и последняя строки.

5. Работа с текстом «Божественной комедии».

Автор представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности. А большинство персонажей поэмы имеют своих прототипов в действительной жизни: это исторические деятели, это друзья и враги самого Данте по политической борьбе. Среди «теней» загробного мира появляются и известные читателю мифологические герои. Сначала Данте путешествует с тенью знаменитого римского поэта I века до н. э. Вергилия, а потом с Беатриче. Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и к чистоте. «Божественная комедия» – это путь возвышения личности.

Жестокость жизни и низость пороков, втягивающих человека в круги Ада, не заставляют Данте отказаться от веры в человека, в теплоту его сердца, в способность к состраданию. Идея единства людей, их взаимной любви – основа поэмы.

Во вступлении к поэме Данте показывает растерянность человека, заблудившегося в бездорожье леса; растерянность ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, которые, как звери (пантера, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Человека спасает опора на прежний высокий опыт общения с искусством (появление Вергилия), цепная реакция любви (вторая песня «Ада»: Мадонна посылает Беатриче на помощь другу). При этом Данте трезво знает, что высота духа не избавляет от страданий. В шестой песне «Ада» поэт спрашивает у Вергилия, уменьшатся ли мучения грешников после Страшного суда.

Твоей науки истины верны, –

сказал он: – Чем созданье совершенней,

тем больше благо, боль ему слышны.

В верхнем Аду (1-5 круги) Данте помещает душу грешников, наказуемых за невоздержанность сладострастие, чревоугодие, скупость, расточительность, гневливость, т. е. за пороки не столь тяжкие, а в нижнем -- души тех, кто караем за зло, совершенное сознательно и преднамеренно: насилие, обман и предательство.

Самого Аристотеля вместе с другими жившими до пришествия Христа мудрецами и поэтами древности Данте помещает в первом круге - Лимбе.

Души Гомера, Горация, Овидия, Платона, Демокрита не претерпевают в Лимбе никаких мучений, прогуливаясь по зеленому лугу. Они печальны оттого, что пребывают в вечной полутьме, лишенные света истинной веры. Нижний Ад ограждают железные стены дьявольского города Дита.

Внутри в шестом круге, караются еретики, лежащие в огненных гробах. Среди них один из самых известных политических деятелей Флоренции 18 в Фарината дельи Уберти.

В трех поясах седьмого круга, который отделяется от 6 глубоким обрывом, Данте помещает богохульников и насильников над ближними и собой (самоубийц). Тираны — убийцы варятся в алом кипятке под надзором кентавров; ветви деревьев, в которые превратились самоубийцы, клюют птицы - гарпии; богохульников сжигает пламя огненного дождя.

Еще ужаснее мучения обитателей восьмого круга, состоящего из 10 Злых Щелей. Он находится в пропасти, куда низвергается адская река Флегетон. Данте и Вергилий спускаются сюда на спине планирующего вниз Гериона - диковинного пестро раскрашенного дракона с человеческим лицом, воплощающего обман и коварство. В 8 кругу наказуются разного рода обманщики: сводники, обольстители, лживые прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, фальшивомонетчики, льстецы и клеветники.

Преодолев Злые Щели, путники приближаются к 9 кругу - самой бездне Ада, на дне которого застыло озеро-болото Коцит: на его поверхность Данте и Вергилия переносит в своей ладони гигант Антей. В лед Коцита вморожены те, кто изменил родным, отечеству, единомышленникам. В центре Ада Данте видит вмерзшего в лед Люцифера: у него 3 пасти, и из каждой торчат терзаемые тела величайших в истории предателей: Иуды, Брута и Кассия. Ученик Иисуса, выдавший его властям, и убийцы римского правителя Юлия Цезаря почти уравнены в их злодеяниях.

В момент лицезрения величайшего зла Данте оказывается на границе жизни и смерти: «Я не был мертв, и жив я не был тоже. . .»

Ритуал инициации - получения высшего знания - предполагает прохождение испытуемого через такую временную смерть. Вергилий приводит подопечного в чувство и приказывает ему обнять себя, а сам, улучив момент, вцепляется в шерсть на груди Люцифера и начинает спуск-подъем по телу исполина.

Достигнув середины Туловища «червя», пронзившего собой Землю, Вергилий переворачиваются головами вниз и оказываются у подножия Чистилища.

6.Аналитическая беседа по материалу пятой песни «Ада».

– Какие чувства вызвала у вас V песня «Ада»?

– Какими чувствами охвачен сам автор поэмы?

– Каково отношение Данте к Паоло и Франческе? (Его участие, близость к страдающим влюбленным.)

– Каков главный мотив всей песни? (Это трагическое противоречие: любовь ведет к гибели, но чувства человека неодолимы, страсть – неизбежная потребность нежного сердца.)

– Какую значимость придает автор чувству настоящей любви? (Любовь сильнее адской кары, которая не может разъединить Паоло и Франческу, заставить их отречься друг от друга. Ад способен заставить любящих мучиться, но не способен истребить их чувства.)

7. Итог урока.

Герой поэмы Данте способен пронести свет души сквозь «мрачные пропасти Земли».

8. Домашнее задание.

Написать в тетрадь характеристику Данте, Вергилия и Беатриче.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz