Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:08

ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока в 8 классе: "Сонет № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж…»)"

Тема: Сонет № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж…»).

Цели:

активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству У. Шекспира;

формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать свое отношение к прочитанному;

способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: портрет У.Шекспира, иллюстрации к сонетам, эпиграф к уроку.

Ход урока

Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.

Б. Пастернак

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Объявление темы и целей урока.

4. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Кто под звездой счастливою рожден -

Гордится славой, титулом и властью.

А я судьбой скромнее награжден,

И для меня любовь - источник счастья.

 

Под солнцем пышно листья распростер

Наперсник принца, ставленник вельможи.

Но гаснет солнца благосклонный взор,

И золотой подсолнух гаснет тоже.

 

Военачальник, баловень побед,

В бою последнем терпит пораженье,

И всех его заслуг потерян след.

Его удел - опала и забвенье.

 

Но нет угрозы титулам моим

Пожизненным: любил, люблю, любим.

Эти необычные строки принадлежат великому английскому поэту, драматургу эпохи Возрождения Уильяму Шекспиру, который вобрал в себя все сколько-нибудь значительное из великой эпохи человечества и сумел облечь мысли, верование, борьбу своего времени в образы немеркнущей силы.

Краткий обзор творчества. Вопрос авторства произведений.

Скудость биографических сведений и множество необъяснимых фактов дали повод выдвигать на роль автора произведений Шекспира довольно большое количество людей. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце XVIII в.), что пьесы Шекспира принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигались самые разные претенденты - от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.

Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.

Знакомство с жанром сонета.

Сонет возник в Италии в 1-й половине 13 в.. классическую форму получил во Флоренции в конце 13 в. (Данте). Широчайшую популярность завоёвывал благодаря Ф. Петрарке (317 сонетов о Лауре)

Впервые с сонетом англичане познакомились в XIV веке, а в XVI веке сонет становится полноценным жанром в английской литературе.

 За одно последнее десятилетие XVI века было опубликовано 3000 сонетов.

Английский сонет состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия.

СОНЕТ (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать) — лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий.

Многие литературоведы убеждены, что слово сонет произошло от провансальского слова «песенка».

Первое, на что следует обратить внимание, чтобы определить сонет, — сколько строк в произведении. В классической версии — всегда 14 строк, которые распределяют по 4 строфам таким образом: 2 четверостишия (катрены) и 2 трехстишия (терцеты); 3 четверостишия и 1 двустишие (дистих). Такую вариацию имеет сонет Шекспира.

Поэтическая мысль в сонете развивается по такому принципу:

1-я строфа — тезис, завязка мотива;

2-я строфа — антитезис, формулировка конфликта;

3-я строфа — синтез, решение конфликта; 4

4-я строфа — развязка или философское обобщение.

Сонет — форма поэзии, которая отличается музыкальностью. Это обеспечивается чередованием мужских и женских рифм (мужская рифма — ударение на последнем слоге в строке, женская рифма — на предпоследнем слоге). Если сонет начинается с мужской рифмы, то завершить его должна женская.

Традиционно сонеты пишутся ямбом. Используют для него и александрийский стих (двенадцать слогов с ударением на 6-м и 12-м слогах).

Особенности сонетов У.Шекспира.

Шекспир написал 154 сонетов, большая часть написана в 1592—1599 годах. Впервые сонеты Шекспира были напечатаны в 1609 году, очевидно, без ведома автора.

Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы:

Сонеты, посвящённые другу: 1—126

Воспевание друга: 1—26

Испытания дружбы: 27—99

Горечь разлуки: 27—32

Первое разочарование в друге: 33—42

Тоска и опасения: 43—55

Растущее отчуждение и меланхолия: 56—75

Соперничество и ревность к другим поэтам: 76—96

«Зима» разлуки: 97—99

Торжество возобновлённой дружбы: 100—126

Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127—152

Заключение — радость и красота любви: 153—154

5. Чтение и анализ сонет.

Это бесконечно дорогие люди для поэта. Им нет имён: зачем о них знать посторонним?

Итак, кто друг его? - Он молод, знатен, богат и великодушен.

Образ друга связывают с одним из высоких покровителей Шекспира - Генри Ризли, графом Саутгемптоном (это был образованный аристократ, любитель театра). Именно его видят скрытым в инициалах посвящения на титульном листе 1-го издания в 1609г: «…to Мister W. H.»

Образ друга - это обобщенный образ.

Первый цикл сонетов воспевает физическую красоту и духовное совершенство юного друга. Шекспир славит в человеке качества, отвергаемые средневековьем: здоровье, физическую красоту, острый ум.

Поэт не скупится на похвалы. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощенная временем. Подобно заботливому отцу, он настойчиво убеждает друга продлить свою красоту и самому жить в детях, ибо «одинокий путь подобен смерти».

Лирический герой восторженно говорит о его красоте, однако напоминает, что время неумолимо, а жизнь быстротечна. И как в природе за весенним цветением непременно наступает грустная осень, так и на смену цветущей юности придет беспомощная старость.

Когда часы мне говорят, что свет

Потонет скоро в грозной тьме ночной,

Когда фиалки вянет нежный цвет

И темный локон блещет сединой,

 

Когда листва несется вдоль дорог,

В полдневный зной хранившая стада,

И нам кивает с погребальных дрог

Седых снопов густая борода, -

 

Я думаю о красоте твоей,

О том, что ей придется отцвести,

Как всем цветам лесов, лугов, полей,

Где новое готовится расти.

 

Но если смерти серп неумолим,

Оставь потомков, чтобы спорить с ним! (Сонет 12)

С 17-го сонета всё усиливается мотив, ранее звучащий приглушённо: невозможность существовать без друга.

Как тяжко мне, в пути взметая пыль,

Не ожидая дальше ничего,

Отсчитывать уныло, сколько миль

Отъехал я от счастья своего.

 

Усталый конь, забыв былую прыть,

Едва трусит лениво подо мной, -

Как будто знает: незачем спешить

Тому, кто разлучен с душой родной.

 

Хозяйских шпор не слушается он

И только ржаньем шлет мне свой укор.

Меня больнее ранит этот стон,

Чем бедного коня - удары шпор.

 

Я думаю, с тоскою глядя вдаль:

За мною - радость, впереди - печаль. (Сонет 50)

Жизнь в разлуке с другом сравнивается с долгим путешествием всадника, «усталый конь» которого «едва трусит ... как будто знает: незачем спешить тому, кто разлучен с душой родной».

  • Почему путнику так тяжело преодолевать путь?
  • Какою видится ему дальнейшая жизнь?
  • Как поведение коня помогает понять настроение всадника?
  • Как 3 строфа сонета помогает понять внутреннее состояние героя? К какому приему прибег переводчик, чтобы передать его?

Анализ сонета № 66 («Зову я смерть…»)

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

 

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновенья зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

 

Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг! (Сонет 66)

В 66-м сонете анализ социальной действительности составляет главную тему. Враждебная действительность противостоит человеку наиболее сосредоточенно.

Тема сонета обусловила специфику ее разрешения. Внешне — это обращение к любимому другу, а по существу — образец публицистической поэзии, своего рода обвинительная речь. А интимность беседы с близким человеком свойственная только последней строчке сонета.

Общий вывод: «все мерзостно, что вижу я вокруг» — основан на собранных воедино характеристиках нравов. Поэт глубоко потрясен всепроникающей силой ханжества, лжи и лицемерия, которая гуляет в обществе.

Строчка «и вдохновенья зажатый рот» свидетельствует о том, что над искусством происходит гнусное насилие, и в этом проявляется порочность общественных нравов. Строчкой «глупость в маске мудреца, пророка» лирический герой доносит мысль, что все мудрецы и все пророки на самом деле не так уж и мудры, как говорят, на самом-то деле это глупцы, которые маскируются под мудрых.

Отвратительная, ненавистная современность вызывает у лирического героя две реакции. Он хочет умереть — это желание выражается в первой строчке сонета: «зову я смерть». Этот мир кажется герою настолько отвратительным, что он согласен умереть, чтобы только не видеть больше лицемерия и лжи, порочности нравов и ханжества. Но в то же время лирический герой не хочет покидать своего единственного друга: «но как тебя покинуть, милый друг!» Эта мысль — мысль о расставании с другом — страшит лирического героя; он как бы остается в раздумьях: умереть и расстаться с другом или же остаться в живых и не разлучаться с ним.

Взгляды автора проявляются ярче всего в основном содержании сонета, остро изобличающей современное Шекспиру общество.

6. Подведение итогов урока.

Страна сонетов особенно богата красками, ее обитатели живут напряженной, беспокойной жизнью. Обитателей всего трое. Самый интересный из них — поэт. Он же — лирический герой. Его восхищает красота, но возмущает порок, радует общение с другом, но огорчает измена любимой, потрясает сила подлинного искусства, смешит ненужное украшательство в стихах. Когда он задумчив, его речь медлительна, размеренна. Когда он негодует, в сонете слышатся раскаты грома. Четырнадцать строк сонета оказываются необычайно вместительными — они могут заключить в себе очень много мыслей и чувств.

 

Если покоя нет в жизни, то не может быть его и в стихе, поскольку стихи, в особенности сонеты, демонстрируют жизнь в динамике.

7. Домашнее задание.

Выучить наизусть один из сонетов У.Шекспира.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz