Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 17:37

ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока в 8 классе по литературе: "Слово о Жане-Батисте Мольере. «Мещанин во дворянстве».&quo

Тема: Слово о Жане-Батисте Мольере. «Мещанин во дворянстве».

Цели:

обобщить знания о классицизме; обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;

развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения; углубить представления об особенностях классической драмы;

воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: портрет Ж.-Б.Мольера, иллюстрации к произведению, видеофрагмента из Интернет-ресурса «Инфоурок», тексты.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Объявление темы и целей урока.
  4. Изучение нового материала.

Слово учителя.

1.Общественно-политическая жизнь Франции 2-ой половины 17 века.

Во Франции в 17 веке шел процесс централизации государства. Он начинается со времени царствования Генриха 4 (1594-1610) Французским монархам приходилось ожесточенно бороться с непокорным дворянством. Процесс централизации завершился ко времени правления «короля-солнца» Людовика 14 (1643-1715), который надменно говорил: «Государство – это я», и развивая этот тезис, подчеркивал: «Прав у поданных нет, есть лишь только обязанности».

2.Классицизм как литературное направление.

В этих общественно-исторических условиях возникло направление, которое получило название классицизм, т.к. сюжеты брались из классической древности времен Древней Греции и Рима. Классицизм – лат.classicus –образцовый, первоклассный.

Классицизм как литературное направление наиболее полно и непосредственно связан с абсолютизмом. Его основная идея – гражданского долга – диктовалась потребностями абсолютического государства, требующегося подчинения личных интересов государственным (а не общественным).

Теория классицизма в наиболее завершенном виде была сформулирована в творении французского поэта и теоретика литературы Буало «Поэтическое искусство». В этой энциклопедии классицизма Буало сформулировал основные правила, которых должен придерживаться писатель, создавая свои произведения.

- Какие это правила? (Запись в тетрадях)

Классицизм

Основная идея – подчинение личных интересов государственным.

Основное свойство – обращение к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным.

В основе эстетики – принцип рационализма и подражания природе.

Основные черты:

- культ разума;

- художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

- строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

- жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их существенные черты и свойства;

- человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои четко делятся на положительных и отрицательных;

- идеализация героев;

- активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Требования:

1.Соблюдение трех единств:

единство времени – действие развивается не более суток (это позволяет автору изображать действие в момент его наивысшего напряжения, но в ущерб развитию сюжета);

единство места – действие происходит в одном и том же месте ( для сохранения правдоподобия);

единство действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий.

2. Разграничение жанров на «высокие» и «низкие».

3. Строгая иерархия жанров.

Несмотря на эти ограничения, талантливым людям удавалось создать великолепные произведения искусства, преодолевая застывшие нормы, таковы в трагедии – Корнель и Расин, в комедии – Мольер.

3. Биография Мольера.

История жизни Мольера – это история его театра. Театром был рожден его юношеский бунт против отца – почтенного буржуа; театру он был обязан своими первыми неудачами и своими первыми успехами, театр дал ему лучших друзей, учеников, жену; принес величайшее счастье творчества. И травля, которой Мольер подвергался всю жизнь и особенно в последние годы жизни, была связана с борьбой за драматический театр, за пьесы, полные язвительного и умного, уничтожающего смеха над пороками общества. Даже смерть и та настигла его на сцене.

Жан Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Мать Жана Батиста, Мария Поклен-Крессе (ум.11 мая 1632), умерла от туберкулёза, отец, Жан Поклен (1595—1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу — Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании коллежа в 1639 году Жан Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра», новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

Труппа Мольера приобретает большую популярность не только у придворного зрителя, но и у простолюдинов. Драматурга поддерживает Людовик 14, но у комедиографа оказывается так много врагов среди дворянства и духовенства, пороки которых он осмеивал в своих комедиях. Поэтому Тартюфы – представители реакционного католического духовенства – запретили хоронить Мольера, умершего без церковного покаяния. Понадобилось специальное вмешательство короля, чтобы придворный комедиограф получил разрешение быть похороненным. В 9 часов вечера «из дому вынесли деревянный гроб. Впереди шли два безмолвных священника. Рядом с гробом шли мальчики в стихарях и несли громадные восковые свечи. А за гробом потек целый лес огней, и в толпе провожающих видели следующих знаменитых людей: художника Пьера Миньяра, баснописца Лафонтена и поэтов Буало и Шоплена. Все они несли факелы в руках, а за ними строем шли с факелами комедианты труппы Пале-Рояля, и, наконец, эта разросшаяся толпа человек в двести. Когда прошли одну улицу, открылось окно в доме и высунувшаяся женщина звонко спросила:

- Кого это хоронят?

- Какого-то Мольера, - ответила другая женщина.

Этого Мольера принесли на кладбище святого Жозефа и похоронили в том месте, где хоронят самоубийц и некрещеных детей. А в церкви святого Евстафия священнослужитель отметил коротко, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище святого Жозева обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен».

4.Знакомство с жанром комедии. Комедия «Мещанин во дворянстве».

Комедия  — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. Является противоположным жанром трагедии.

Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Самые ранние сохранившиеся комедии созданы в Древних Афинах и принадлежат перу Аристофана.

К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни комедией являются многие кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия.

Различают комедию положений и комедию характеров.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.

Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.

«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.

5. Подведение итогов.

Соблюдая основные требования классицизма, Мольер привносит много от себя. Он делает героями комедии представителей дворянства, свободно смешивает комическое и трагическое. Драматург широко использует в комедии традиции народного фарса: в ней дерутся, дают оплеухи, переодеваются, бьют палками. Мольер вводит в комедию народную речь, не смущаясь даже бранными словами.

Драматургическому мастерству Мольера учились Д.И.Фонвизин и А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь и А.Островский.

Обличительную силу произведений Мольера высоко оценил В.Г.Белинский: «Комедии Мольера – сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость…»

6. Рефлексия.

- Что такое классицизм? Какие основные черты классицизма вы можете назвать?

- Какие требования предъявляет классицизм как литературный жанр? На какие жанры делятся произведения?

- Что вы можете рассказать о жизненном пути Жана-Батиста Мольера? Фаворитом какого короля был драматург?

- Что такое комедия?

7. Домашнее задание.

Читать комедию «Мещанин во дворянстве» (стр. 243-294).   

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz