Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 18.05.2024, 17:37 |
ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Конспект урока в 8 классе по литературе: "Слово о Жане-Батисте Мольере. «Мещанин во дворянстве».&quoТема: Слово о Жане-Батисте Мольере. «Мещанин во дворянстве». Цели: обобщить знания о классицизме; обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения; развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения; углубить представления об особенностях классической драмы; воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера. Тип урока: урок формирования новых знаний. Оборудование: портрет Ж.-Б.Мольера, иллюстрации к произведению, видеофрагмента из Интернет-ресурса «Инфоурок», тексты. Ход урока
Слово учителя. 1.Общественно-политическая жизнь Франции 2-ой половины 17 века. Во Франции в 17 веке шел процесс централизации государства. Он начинается со времени царствования Генриха 4 (1594-1610) Французским монархам приходилось ожесточенно бороться с непокорным дворянством. Процесс централизации завершился ко времени правления «короля-солнца» Людовика 14 (1643-1715), который надменно говорил: «Государство – это я», и развивая этот тезис, подчеркивал: «Прав у поданных нет, есть лишь только обязанности». 2.Классицизм как литературное направление. В этих общественно-исторических условиях возникло направление, которое получило название классицизм, т.к. сюжеты брались из классической древности времен Древней Греции и Рима. Классицизм – лат.classicus –образцовый, первоклассный. Классицизм как литературное направление наиболее полно и непосредственно связан с абсолютизмом. Его основная идея – гражданского долга – диктовалась потребностями абсолютического государства, требующегося подчинения личных интересов государственным (а не общественным). Теория классицизма в наиболее завершенном виде была сформулирована в творении французского поэта и теоретика литературы Буало «Поэтическое искусство». В этой энциклопедии классицизма Буало сформулировал основные правила, которых должен придерживаться писатель, создавая свои произведения. - Какие это правила? (Запись в тетрадях) Классицизм Основная идея – подчинение личных интересов государственным. Основное свойство – обращение к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным. В основе эстетики – принцип рационализма и подражания природе. Основные черты: - культ разума; - художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; - строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; - жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их существенные черты и свойства; - человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои четко делятся на положительных и отрицательных; - идеализация героев; - активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Требования: 1.Соблюдение трех единств: единство времени – действие развивается не более суток (это позволяет автору изображать действие в момент его наивысшего напряжения, но в ущерб развитию сюжета); единство места – действие происходит в одном и том же месте ( для сохранения правдоподобия); единство действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий. 2. Разграничение жанров на «высокие» и «низкие». 3. Строгая иерархия жанров. Несмотря на эти ограничения, талантливым людям удавалось создать великолепные произведения искусства, преодолевая застывшие нормы, таковы в трагедии – Корнель и Расин, в комедии – Мольер. 3. Биография Мольера. История жизни Мольера – это история его театра. Театром был рожден его юношеский бунт против отца – почтенного буржуа; театру он был обязан своими первыми неудачами и своими первыми успехами, театр дал ему лучших друзей, учеников, жену; принес величайшее счастье творчества. И травля, которой Мольер подвергался всю жизнь и особенно в последние годы жизни, была связана с борьбой за драматический театр, за пьесы, полные язвительного и умного, уничтожающего смеха над пороками общества. Даже смерть и та настигла его на сцене. Жан Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Мать Жана Батиста, Мария Поклен-Крессе (ум.11 мая 1632), умерла от туберкулёза, отец, Жан Поклен (1595—1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу — Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании коллежа в 1639 году Жан Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра», новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном. Труппа Мольера приобретает большую популярность не только у придворного зрителя, но и у простолюдинов. Драматурга поддерживает Людовик 14, но у комедиографа оказывается так много врагов среди дворянства и духовенства, пороки которых он осмеивал в своих комедиях. Поэтому Тартюфы – представители реакционного католического духовенства – запретили хоронить Мольера, умершего без церковного покаяния. Понадобилось специальное вмешательство короля, чтобы придворный комедиограф получил разрешение быть похороненным. В 9 часов вечера «из дому вынесли деревянный гроб. Впереди шли два безмолвных священника. Рядом с гробом шли мальчики в стихарях и несли громадные восковые свечи. А за гробом потек целый лес огней, и в толпе провожающих видели следующих знаменитых людей: художника Пьера Миньяра, баснописца Лафонтена и поэтов Буало и Шоплена. Все они несли факелы в руках, а за ними строем шли с факелами комедианты труппы Пале-Рояля, и, наконец, эта разросшаяся толпа человек в двести. Когда прошли одну улицу, открылось окно в доме и высунувшаяся женщина звонко спросила: - Кого это хоронят? - Какого-то Мольера, - ответила другая женщина. Этого Мольера принесли на кладбище святого Жозефа и похоронили в том месте, где хоронят самоубийц и некрещеных детей. А в церкви святого Евстафия священнослужитель отметил коротко, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище святого Жозева обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен». 4.Знакомство с жанром комедии. Комедия «Мещанин во дворянстве». Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. Является противоположным жанром трагедии. Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Самые ранние сохранившиеся комедии созданы в Древних Афинах и принадлежат перу Аристофана. К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни комедией являются многие кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия. Различают комедию положений и комедию характеров. Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства. Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества. Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками. «Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех. 5. Подведение итогов. Соблюдая основные требования классицизма, Мольер привносит много от себя. Он делает героями комедии представителей дворянства, свободно смешивает комическое и трагическое. Драматург широко использует в комедии традиции народного фарса: в ней дерутся, дают оплеухи, переодеваются, бьют палками. Мольер вводит в комедию народную речь, не смущаясь даже бранными словами. Драматургическому мастерству Мольера учились Д.И.Фонвизин и А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь и А.Островский. Обличительную силу произведений Мольера высоко оценил В.Г.Белинский: «Комедии Мольера – сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость…» 6. Рефлексия. - Что такое классицизм? Какие основные черты классицизма вы можете назвать? - Какие требования предъявляет классицизм как литературный жанр? На какие жанры делятся произведения? - Что вы можете рассказать о жизненном пути Жана-Батиста Мольера? Фаворитом какого короля был драматург? - Что такое комедия? 7. Домашнее задание. Читать комедию «Мещанин во дворянстве» (стр. 243-294). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |