Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 21:05

ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока в 8 классе по литературе: "Мещанин во дворянстве" - сатира на дворянство"

Тема: «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Цели: воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;

углубить представления об особенностях драмы как рода литературы;

познакомить школьников с творческой и сценической работой над комедией;

развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру, умение “ исполнять” роли героев пьесы;

обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях

Тип урока: урок систематизации полученных знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, тексты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Назовите основные черты классицизма.

- Что такое комедия? Назовите основные черты комедии.

- Когда была создано произведение «Мещанин во дворянстве»?

3. Объявление темы и целей урока.

4. Изучение нового материала.

Особенности комедии классицизма. Запись в тетрадях.

1. Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача «смешить и смехом пользовать»;

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) пять действий.

2.Герои пьес классицизма:

а) « неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития;

б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр (Резонёр – персонаж литературы 17-18 веков, не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторской позиции)

Разбор идейного содержания комедии.

Главная сюжетная линия, на которой построена пьеса Мольера, отражает определенный исторический этап развития класса буржуазии во Франции. Чувствуя себя равными дворянам по своим материальным возможностям, многие представители буржуазии стремились подражать дворянским манерам, внешнему стилю и образу их жизни. Однако в XVII в., во времена Мольера, наряду с преклонением перед «благородными», растет и самосознание французского буржуа, чувство классового достоинства, в силу которого люди мещанского звания сознательно не хотели ни уподобляться дворянам, ни вступать в родство с ними. Мольеровская комедия написана в поддержку таких людей и как осмеяние пренебрежения к своему происхождению, к традициям своего сословия; смысл комедии выражен в самом ее названии.

Работа в тетрадях.

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

Тема – изображение того, что происходит с мещанином, пытающимся подражать дворянам

Идея – подражать достойным

Завязка – конфликт Журдена с буржуазной средой

Кульминация – конец 4 действия, когда купца делают турецким вельможей

Развязка - счастливый тройной брак героев

Чтение и комментирование произведения.

Вопросы к действию II, явлению 6; действию III, явлению 3:

– Как относится Журден к желанию стать похожим на аристократов?

–Чем обеспечивается комизм героев и ситуаций? Какие моменты раскрывают нам несоответствие стремления Журдена занять высокое положение в свете и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?

– Как можно прокомментировать слова учителя музыки: «Деньги выпрямляют кривизны его суждений»?

– В каких сценах проявляется грубоватая, примитивная, но деятельная, живая и не лишенная здравого смысла натура Журдена?

– Как оценивают поведение Журдена его жена и служанка Николь?

– Каковы на самом деле аристократы, покорившие воображение Журдена?

– Кто такой Клеонт?

– В каких словах Клеонта выражена главная мысль пьесы?

Для мещанина Журдена уже одно дворянское имя является гарантией всех высших человеческих достоинств. Он исполнил свое желание как можно более приблизиться к титулованным особам: быть похожим на них внешне, одеваться, разговаривать, проводить время так, как делают это они. Уже немолодой, семейный человек, он выбирает себе «даму сердца» в лице маркизы Доримены и надеется добиться ее благосклонности великосветским обхождением. С этой целью Журден нанимает себе учителей, заказывает серенады и балетные представления в честь маркизы, одевается в самые модные костюмы, не замечая, как нелепо выглядят они на его нескладной фигуре. Даже дочь свою он решил выдать замуж только за дворянина.

В своем ослеплении Журден по-детски доверчив, он наивно верит всему, что ему говорят граф и маркиза. Учитель это понимает и потому смеется над простаком Журденом.

Ограниченный до тупости, мольеровский мещанин, однако, верно понимает: путь к дворянскому обществу открывают ему деньги.

Невежество и глупость сочетаются у Журдена с непомерной самоуверенностью. Он представляет собой тип буржуазного выскочки, который кичится своим состоянием, но испытывает острую зависть к привилегированным сословиям и потому старается всячески отмежеваться от своего класса. И в этом он не одинок, как явствует из речи Клеонта, жениха его дочери. На вопрос Журдена, дворянин ли он, Клеонт отвечает: «Сударь, большинство, не задумываясь, ответило бы на этот вопрос утвердительно… Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, – подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай».

Клеонт и жена Журдена – полная противоположность главному герою комедии: они предпочитают собственный круг, где могут чувствовать себя независимыми и достойными людьми; их возмущает самая мысль о каком-либо превосходстве дворянина над мещанином.

Характеристику времени, когда деньги становятся главным предметом человеческих стремлений, дополняют и образы учителей.

Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства.

С безусловной симпатией Мольер изображает лишь слуг – Николь и Ковьеля. Именно их смекалка и чувство справедливости помогают одержать победу над Журденом. Простой народ у Мольера показан как единственный выразитель естественной человечности и доброго здравого смысла.

Художественное своеобразие комедии.

Отдельными гранями своего творчества Мольер выходит за границы классицизма. Своеобразие его – в театральности (это качество драмы, которое делает спектакль ярким, красочным зрелищем). Комедия «Мещанин во дворянстве» театральна по самому своему сюжету. Ведь господин Журден хотел бы в жизни играть роль дворянина.

Игра лежит в основе всей интриги (соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении), всего развития сюжета в этой комедии.

Составной частью игры является балет (сцена одевания Журдена, посвящение в «мамамуши»). Балетный маскарад блистательно завершил все сюжетные линии комедии, «игра» окончена. Побеждает здравый смысл. Все участники «игры» обретают свое реальное положение в обществе. Можно предполагать, что отрезвеет и сам Журден.

Таким образом, игра стала важнейшим принципом в построении действия, «игровой» колорит как раз и отличает «Мещанина во дворянстве» от бытовой комедии. Единый принцип «игры» служит у Мольера единству действия. Хотя кроме истории самого Журдена здесь представлены и, казалось бы, побочные сюжетные линии – Клеонта и Люсиль, Доранта и маркизы, они не имеют самостоятельного смысла вне главной интриги. Все ситуации в конце концов оказываются связанными с журденовскими попытками выйти в дворяне – вливаются в одну сюжетную линию, линию главного героя. Единство действия в комедии усиливает комический эффект, нацеленность авторского смеха. Знаменитое правило классицизма таким образом не мешает, а, напротив, содействует интересам комедийного жанра.

Каков же метод создания человеческого характера в мольеровской комедии?

В каждом герое есть доминирующая, преобладающая черта характера, которая является стержнем образа.

Не отступая от классицистических принципов построения образа, Мольер стремился расширить их, сближаясь тем самым с реалистической тенденцией жанра комедии.

Черты реализма проявляются и в стремлении драматурга дать социально-конкретную речевую характеристику персонажам.

5. Подведение итогов урока.

Жан-Батист Мольер, отходя от канонов классицизма, открывает дорогу реализму. Идея комедии «Мещанин во дворянстве»: ценность человеческой личности определяется не сословной принадлежностью. Произведение Мольера актуально и в наше время.

6. Рефлексия.

- Какие основные черты пьес классицизма?

- К каким персонажам мы можем отнести господина Журдена – положительным или отрицательным?

- Кто в пьесе выступает героем-резонёром? Почему?

7. Домашнее задание.

Подготовить краткие характеристики господина Журдена и Клеонта (не более 10 предложений).

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz