Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 19:33

ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока в 7 классе по литературе: "Роберт Бернс. "Честная бедность"

Тема: Внеклассное чтение. Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность».

Цели:

познакомить с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его творений;

развивать навыки анализа поэтических произведений;

воспитывать интерес к зарубежной литературе и творчеству Бернса.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: портрет Р.Бернса, иллюстрации к произведению, текст произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя о поэте.

Роберт Бернс (1759–1796).

Английская поэзия XVIII в. представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи.

В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками):

Наша честь велит смести
Угнетателей с пути
И в сраженье обрести
Смерть или свободу!
                        (Перевод С. Маршака.)

Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии – Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу.

Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен.

Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей – людей труда. В ней звучит вера в будущее народа:

Забудут рабство и нужду

Народы и края, брат.

И будут люди жить в ладу;

Как дружная семья, брат.

(Перевод С. Маршака.)

         Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия.

Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии – в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты.

2. Беседа по изученному материалу (статья на стр.241-242).

- Как А.Т.Твардовский отзывался о творчестве Роберта Бернса?

- Какое качество привил отец Роберта будущему поэту?

- Что прежде всего отец ценил в людях?

- Какие наставления давал поэт младшему брату?

-  Представители каких профессий становятся героями стихотворений Р.Бернса?

- Что говорил творец о поэтическом даре, назначении поэта?

- В каких условиях жила семья Р.Бернса?

- Кто из русских литераторов переводил произведения Р.Бернса?

3. Слово учителя.

Автор книги «Роберт Бернс» (из серии ЖЗЛ) Р. Райт-Ковалева пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели – на протяжении двух веков! – в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами,  их  несут  на  стягах шотландцы во время всемирных фестивалей – встреч доброй воли.

Его  слова  вошли  в  поговорки,  в  пословицы,  его  песни  вернулись в народ».

Давайте познакомимся со стихотворением Бернса «Честная бедность» и подумаем, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бернсе.

4. Чтение стихотворения «Честная бедность».

5. Аналитическая беседа по стихотворению.

– Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус?

– Как  понимать:  «Богатство  –  штамп  на  золотом,  а  золотой  –  мы сами!?» (Золотой человек, – говорят о гордом человеке, с чувством собственного достоинства; жалким рабам и трусам свойственны лицемерие, подхалимство.)

Задание: объяснить слово «знать». (Знатные, достойные уважения для поэта те, кто кормится своим трудом, не живет за счет других.)

– Какая русская пословица уместна в этом случае? («Встречают по одежке, а провожают по уму». В стихотворении «Вельможа», Г. Р. Державина есть строчки:

Осел останется ослом,

Хоть ты осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.)

4-я строфа.

– Всесилен  ли  король?  («Не  место  красит  человека, а человек место» – пословица. Никак нельзя заменить ум и честь наградами, чинами. Король не всесилен.)

5-я строфа.

– Во что верит поэт? (Придет время, когда уму и чести будет почет и уважение, верит, что наступит время справедливости и единства.)

Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность – общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям.

IV. Подведение итогов урока.

V. Рефлексия.

– Понравилась ли вам песня Бернса?

– Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит?

– Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Р. Бернса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает»; «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»?

VI. Домашнее задание.

Прочитать вступительную статью о Байроне (учебник, с. 246).

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz