Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 18.05.2024, 19:33 |
ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ №3" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Конспект урока в 7 классе по литературе: "Роберт Бернс. "Честная бедность"Тема: Внеклассное чтение. Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Цели: познакомить с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его творений; развивать навыки анализа поэтических произведений; воспитывать интерес к зарубежной литературе и творчеству Бернса. Тип урока: урок формирования новых знаний. Оборудование: портрет Р.Бернса, иллюстрации к произведению, текст произведения. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Изучение новой темы. 1. Слово учителя о поэте. Роберт Бернс (1759–1796). Английская поэзия XVIII в. представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи. В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками): Наша честь велит смести Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии – Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу. Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен. Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей – людей труда. В ней звучит вера в будущее народа: Забудут рабство и нужду Народы и края, брат. И будут люди жить в ладу; Как дружная семья, брат. (Перевод С. Маршака.) Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия. Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии – в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты. 2. Беседа по изученному материалу (статья на стр.241-242). - Как А.Т.Твардовский отзывался о творчестве Роберта Бернса? - Какое качество привил отец Роберта будущему поэту? - Что прежде всего отец ценил в людях? - Какие наставления давал поэт младшему брату? - Представители каких профессий становятся героями стихотворений Р.Бернса? - Что говорил творец о поэтическом даре, назначении поэта? - В каких условиях жила семья Р.Бернса? - Кто из русских литераторов переводил произведения Р.Бернса? 3. Слово учителя. Автор книги «Роберт Бернс» (из серии ЖЗЛ) Р. Райт-Ковалева пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели – на протяжении двух веков! – в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей – встреч доброй воли. Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ». Давайте познакомимся со стихотворением Бернса «Честная бедность» и подумаем, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бернсе. 4. Чтение стихотворения «Честная бедность». 5. Аналитическая беседа по стихотворению. – Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус? – Как понимать: «Богатство – штамп на золотом, а золотой – мы сами!?» (Золотой человек, – говорят о гордом человеке, с чувством собственного достоинства; жалким рабам и трусам свойственны лицемерие, подхалимство.) Задание: объяснить слово «знать». (Знатные, достойные уважения для поэта те, кто кормится своим трудом, не живет за счет других.) – Какая русская пословица уместна в этом случае? («Встречают по одежке, а провожают по уму». В стихотворении «Вельможа», Г. Р. Державина есть строчки: Осел останется ослом, Хоть ты осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.) 4-я строфа. – Всесилен ли король? («Не место красит человека, а человек место» – пословица. Никак нельзя заменить ум и честь наградами, чинами. Король не всесилен.) 5-я строфа. – Во что верит поэт? (Придет время, когда уму и чести будет почет и уважение, верит, что наступит время справедливости и единства.) Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность – общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям. IV. Подведение итогов урока. V. Рефлексия. – Понравилась ли вам песня Бернса? – Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит? – Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Р. Бернса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает»; «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»? VI. Домашнее задание. Прочитать вступительную статью о Байроне (учебник, с. 246). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |